Улица Карачевская, дом 36. Построен в 1876 году болховским купцом Алексеем Алексеевичем Бунаковым, ныне является памятником истории и архитектуры регионального значения. О нем мы рассказывали неоднократно: орловские градозащитники и краеведы много лет борются за восстановление некогда одного из красивейших домов города, пережившего войну и хранящего в себе десятки историй.
Спустя четыре года после записи этого интервью дом заметно обветшал: раскрытая крыша, окна и двери, беспрепятственный доступ внутрь, как следствие - пожары. Через пять лет тут уже нечего будет восстанавливать. Похожая судьба у соседнего здания на той же улице Карачевской. Дом № 30 построен в 1870-х по проекту Тибо-Бриньоля, бывшего главным архитектором Орла в те годы.
Этот дом вместе с десятью другими памятниками истории и архитектуры включен в муниципальную программу: власти готовы сдать его в аренду за рубль на 49 лет. Однако арендатор должен за свой счет провести реставрацию. На сегодняшний день из 11 лотов ушел лишь один, да и там работы еще не начаты.
Немного другая история у так называемого дома Лизы Калитиной. Цокольный этаж построен в XVIII веке, деревянная часть - в XIX. Здесь перед постригом в монашество жила Евдокия Коротнева, затем - офицер Африкан Васильевич Сафонов, друг Тургенева. Он-то и рассказал великому писателю историю женщины, ушедшей в монастырь, - так Коротнева стала прототипом Лизы Калитиной, а дом получил свое нынешнее имя. Сейчас тут обитают совсем другие люди.
Само здание находится под патронажем целого попечительского совета, руководит им зампред орловского областного совета народных депутатов. За последние десять лет начать реставрацию обещали бессчетное количество раз.
В 2020-м снова тишина. И губернатор уже сменился, и 200-летие со дня рождения Тургенева отпраздновали, а дом Лизы Калитиной все больше похож на руины.
Освоили, к слову, на родине писателя всего 200 миллионов рублей. Для сравнения: соседняя Тула получила из федерального бюджета почти 350 миллионов, презентовав множество проектов. У нас же лишь идут разговоры о создании туристического кластера - уже от третьего губернатора. Привлекать туристов будут, судя по всему, руины, примерно как в Помпеях. Похоже, только немногочисленные общественники и градозащитники до сих пор искренне мечтают сделать Орловщину литературной и культурной столицей Черноземья.