Природа импровизации в музыке

Природа импровизации в музыке
Источник: ТРК-Истоки
Импровизация лежит в основе многих вещей, самый яркий пример тому – искусство музыки. Импровизация в музыке – это процесс создания музыки непосредственно во время исполнения. Часто на встречах друзей можно наблюдать сцену, когда человек, окончивший ДМШ или что-то подобное, не может связать простой мелодии на фортепиано. Современная система музыкального образования готовит исполнителей, а не созидателей, творцов музыки. Преподаватели в большинстве своём и сами не являются созидателями. Импровизация сильно отличается от композиции, это совсем иной тип культуры, другая форма занятий, реализации материала. Но если человек по своей природе не «чувствует» музыки, он и не способен будет создать мелодию. Ведь дело не только в спонтанности, а и в духе человека, его мироощущении, его восприятии окружающего и способности воссоздать это через призму собственного видения.

Импровизация – одна из главных характеристик джаза. Как известно, джаз – это синтез европейской и африканской культур, но всё же для афроамериканцев эта музыка более естественна, нежели для европейцев. Основаны на джазовой импровизации, образцы музыки воистину гениальны. Но для европейского музыкального сознания джазовые музыкальные системы неорганичны, поэтому если говорить о джазовом обучении на свинго-блюзовой (если импровизации вообще можно обучить), то оно не будет таким продуктивным, как хотелось бы.

Каждому музыканту необходимо развивать собственные приёмы и конечно качественный музыкальный инструмент, например, альт саксофон. В этом контексте можно говорить об импровизации «иллюстративной», которая основана на интуитивной способности человека к музыкальной трансформации вербального сюжета или эмоционального состояния. Сначала возможны трансформации уже известных музыкальных произведений. Но музыкант должен откинуть старое, или же по-своему переосмыслить его. Говорят, что музыкальная импровизация действует через последний способ. Здесь главное не остаться на всю жизнь виртуозом-фокусником, так и не поняв смысла произведения.

И всё же музыкальное искусство пошло дальше переосмысливания уже знакомых произведений. Яркий пример этому изобретение нового инструмента - ханга. Этот «космический» и по форме, и по своему звучанию стальной барабан (если точно – стальной идиофон) был придуман в 2000 году швейцарцами. Ханг обладает необычайно приятным, успокаивающим звуком, который просто-таки вводит человека в транс. Также он даёт необычайную свободу для импровизации. Изначально основная идея инструмента заключалась именно в том, что важнее чувствовать музыку, нежели уметь технично владеть инструментом. И это полностью реализовалось на практике. Ханг очень быстро стал популярен настолько, что производители не успевали справиться с заказами.

Развитие музыкального искусства давно ушло дальше простого фортепиано, но всё же дело не только в инструменте, но и в таланте музыканта.

Симакова Светлана
Автор: Симакова Светлана
Шеф редактор тел. 41-44-38 news@istoki.tv