Многие экспонаты, представленные на выставке традиционного народного искусства, создавались как часть приданого невесты. Орнаментальные мотивы, знаки и символы здесь связаны с темой благополучия, плодородия, здоровья и молодости. Потому такими радостными и получились вышивки, ткани и ковры. С восьми лет деревенская девочка готовила себе в приданое полотенца, скатерти, элементы одежды. И только перед свадьбой они впервые выставлялись на показ в горнице жениха.
Октябрь на Руси издавна считался свадебным месяцем. Полевые работы в это время были полностью завершены, а до Рождественского поста, в период которого свадьбы не совершались, было ещё далеко. И чтобы можно было расстелить в больших просторных санях нарядный ковер, невесте приходилось много времени проводить за тканной работой. Этот ковер сделан из трех полотнищ на горизонтальном стане. Подобные вещи появились в крестьянстве в подражание коврам из помещичьих усадеб.
Красная роза - также и символ любви, символ Христа и Богородицы. В крестьянском мировоззрении православие и языческие корни сплетались каким-то удивительным образом и рождали новую систему знаков и символов. Древо жизни, птица-пава, лягушка - образы-символы, присущие вышивке в технике орловского списа. Смысл, вкладываемый в узорное ткачество и вышивку, передавался из поколения в поколения. В 66 году 20 века была организована первая научная экспедиция с целью зафиксировать и сохранить эти знания. На основе полевого материала, старший научный сотрудник музея Изобразительных искусств Ирма Борисова издала монографию о Народном искусстве Орловского края конца 19-20 веков.
Рушники, домотканные половики, шерстяные ковры каролинка - не просто атрибуты быта, свадебных торжеств, обрядов и обычаев, а целая философия мироздания, выраженная в причудливых символах и знаках.