В первой половине октября в Бухаресте проходил the International 10 – чемпионат мира по компьютерной игре Dota 2. В нем принимало участие 18 команд из Китая, России, Европы, Северной и Латинской Америки. Сенсационно победу одержал один из главных аутсайдеров (по мнению аналитиков и бк контор) – молодая российская команда Team Spirit.
Многие до сих пор считают киберспорт развлечением для подростков. Однако он уже давно превзошел по популярности большинство классических видов спорта. Размеру призовых в киберспорте могут позавидовать представители всех видов спорта, кроме футбола и хоккея. Новоиспеченные победители TI получили за первое место более 18 миллионов долларов.
Вера в андердогов приносит деньги
Сложно представить человека, который всерьез верил в победу Team Spirit (кроме игроков и их родственников). На успех российского коллектива букмекеры предлагали коэффициенты выше 30, считая его одним из андердогов. По информации rating-bookmakers.ru, Антон Sheg1 Черепенников (экс-владелец киберспортивной команды Virtus.Pro) поставил на победу Spirit 1.5 миллиона рублей на Ti с коэффициентом 29. Его выигрыш составил более 44 млн. Этим он похвастался в своем Twitter:
За 1.5 месяца до начала турнира, коэффициент на победу российского коллектива был еще выше (в некоторых БК доходил до 100). Когда стало известно, что мероприятие пройдет без зрителей, котировки значительно изменились. На LAN-турнирах (т.е. проходящих в огромных залах с тысячами болельщиков) молодым игрокам сложнее. Скандирование трибун и сотни камер отвлекают внимание неопытных киберспортсменов. Поэтому, как правило, они чаще допускают ошибки. Однако 10-й Ti прошел без зрителей из-за очередной вспышки коронавируса. Вероятно из-за этого букмекеры изменили котировки.
Откуда столько денег?
Турнир организует компания Valve – разработчик игр, в т.ч. Dota 2. Летом прошлого года (Ti10 должен был состояться в 2020, если бы не пандемия COVID-19) пользователи игры могли приобрести Battle Pass. Это сезонный режим, в котором можно получать различные сеты за достижение определенных уровней (за деньги или выполняя ежедневные квесты). В общей сложности с продаж Battle Pass компания Valve выручила более 160 миллионов долларов. По регламенту 25% от этой суммы (т.е. 40 млн) отчисляется в призовой фонд Ti.
Киберспорт бьет очередные рекорды
Юбилейный the International (как и предыдущий) побил рекорды по размеру призового фонда и объему аудитории в пике.
Призовой фонд
40 миллионов – это рекордные призовые за всю историю киберспорта. На предыдущем Ti призовой фонд составил 35$млн., из которых победитель получил чуть менее 16$млн. 18 миллионов долларов за первое место – много ли это? Определенно да. Для сравнения: футбольный клуб «Вильярреал» за победу в Лиге Европы получил 24.3$ млн. Эта сумма распределяется между всеми игроками (в заявке их более 30), тренерским штабом и другими сотрудниками клуба. В результате футболисты получили лишь крохи от этой выплаты. В киберспорте все иначе. Команда состоит всего из 5 игроков, одного тренера и еще нескольких членов команды (СЕО, менеджер и т.д.).
Первоначальная выплата на одного киберспортсмена составила 3 640 660$. С них оплачивается 30% в качестве налога на выигрыш, от получившейся суммы еще 20% отчисляется команде (в качестве гонорара менеджерам и тренерам, а также в виде дотации спонсорам). В чистом виде каждый игрок получит 2 038 777$. Условный Херард Морено из «Вильярреала» за победу в ЛЕ получил в разы меньше. Да, в футболе скромные призовые компенсируются высокими зарплатами. Однако, сколько на самом деле получают киберспортсмены неизвестно. Вполне вероятно, условный Sumail из OG зарабатывает сопоставимые с футболистами деньги.
Колоссальная аудитория
Турнир вызвал большой зрительский ажиотаж, в очередной раз побив рекорд по объему аудитории. На официальной русскоязычной трансляции в Twitch гранд-финал посмотрело более миллиона человек, а общая аудитория в пике составила 2.7 млн., что на 900 тысяч больше, чем на прошлом турнире. Эти цифры учитывают только трансляции официальных студий. Ti в прямом эфире смотрели сотни кастеров. Так, известный стример, а в прошлом киберспортсмен Ярослав NS Кузнецов собрал около 100 тыс. аудитории. В этом году компания Valve дала разрешение на показ матчей без задержки. Благодаря этому частные стримеры также собрали внушительную аудиторию.