Областная администрация выпустила 3-й номер web-журнала «Орловская область: Аналитика, цифры, факты». В нем красочно описывается как развивается Орловщина по всем направлениям. А по развитию промышленности мы опережаем всю страну(!) (см. график). Цитата из журнала: «В промышленном комплексе области функционирует 1 300 предприятий. Среднесписочная численность работников составляет свыше 45 тысяч человек — это около четверти общей численности работающих в экономике региона».
Слова и цифры внушают оптимизм и веру в то, что на Орловщине осталось чуть-чуть до процветания.
Но прекрасные картинки авторов чиновничьего журнала не слишком соответствуют словам Андрея Тиунова — экс-чиновника, который был начальником комитета по тарифам администрации Орла с 2006 по 2016 годы. А ранее работал в управлении экономики администрации Орловской области. Андрей Тиунов предположил, что сдерживает развитие экономики на Орловщине и почему средняя зарплата орловчанина, которую публикует Орелстат, далека от реальной. Недаром жители региона за приличными зарплатами часто уезжают работать в столицу. Недавно Тиунов дал интервью изданию «Орлец». Приведем некоторые его цитаты:
«В первую очередь, фактором, сдерживающим экономическое развитие Орловской области, является относительно низкая численность населения. Для функционирования крупного производства требуются немалые трудовые ресурсы с надлежащими навыками и образованием. При этом следует понимать, что значительное количество людей всегда будет занято на обслуживании городской инфраструктуры, в сферах торговли, досуга, культуры, здравоохранения, образования, а также государственного и муниципального управления, охраны общественного порядка. Таким образом, имеет место взаимозависимость: с одной стороны, крупные предприятия - локомотивы промышленного роста не могут успешно развиваться без обеспечения надлежащего качества жизни населения, с другой стороны, для такого уровня необходимо множество обслуживающих предприятий и организаций с определенным количеством работающих. Значительная часть трудоспособного населения работает вахтовым методом преимущественно в Москве, именно там создавая добавленную стоимость и уплачивая большую часть налогов. Мелкие промышленные предприятия находятся преимущественно на подряде у московских заказчиков, не формируя при этом местные технологические цепочки и, следовательно, не создавая мультипликативный эффект от своей экономической деятельности. Вместе с тем, для обеспечения необходимого функционирования территориальной инфраструктуры требуются дополнительные финансовые ресурсы, которые скудные местные бюджеты самостоятельно изыскать, как правило, не в состоянии. Недостаток покрывается за счет банковских кредитов или федерального финансирования... В нашем случае регион фактически превращается в дальний пригород Москвы, утрачивая смысл своей социально-экономической и административно-политической самостоятельности.
Привлечение крупных внешних инвесторов в таких условиях теряет смысл, поскольку в силу маятникового характера региональной занятости избыток предложения на рынке рабочей силы в значительной степени имеет иллюзорный характер, а средняя заработная плата, определяемая по местным предприятиям, не отражает реальные доходы трудящихся и не может служить показателем для обоснованных экономических расчетов».