В первом зале взор падает на игрушки, стилизованные под тургеневскую эпоху. Дети в XIX веке любили кататься на деревянной лошадке, играть с щелкунчиком. Тонкую работу по воплощению игрушек в жизнь выполнил замечательный преподаватель художественной школы Александр Потапов.
Пройдя несколько залов, посетители могут увидеть костюмы на импровизированной сцене. Их подарила Вера Глаголева, режиссер фильма «Две женщины», снятого по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Картина с восторгом была принята орловчанами, поэтому тургеневское общество написало письмо режиссеру. Она откликнулась на призыв и, приехав в Орел, провела здесь два дня. А буквально за полгода до смерти прислала те самые костюмы главных героев Аркадия и Натальи.
Одним из удивительных экспонатов считается волшебный фонарь, висящий над столом и стулом из парижского кабинета Тургенева. Сделан он был из витражного стекла орловскими художниками-витражистами отцом и сыном Василием и Алексеем Каревыми. Вдохновение мастера черпали из витражей Ивана Сергеевича в Буживале (пригород Парижа), сценами из «Записок охотника» их расписала художник-силуетист Елизавета Бём. Теперь фонарь является символом творческого вдохновения писателя.
Юных посетителей восхищает макет Бежина луга. Сотворила его автор и друг музея Любовь Жмакина — художник театра кукол. Работа над экспонатом шла долго, в итоге произведение передает сказочную атмосферу русской ночной природы.
Находить экспонаты довольно трудно: что-то дорого стоит, что-то сложно создается, однако, по словам научного сотрудника музея, им как будто «незримая тень Ивана Сергеевича помогает». Высоко оценили выставку музея и приезжавшие на форум профессионалы-музейщики. Они считают, что экспозиция крепкая, а все нововведения смотрятся довольно органично. Теперь в планах у руководства музея осовременить выставку, ввести мультимедийные технологии.