После его окончания, возвращается в Орёл, где сначала работает сельским врачом в Салтыках, а затем переводится в инфекционное отделение областной больницы. Стены этого заведения в дальнейшем и прославят Турбина.
30-е годы, несмотря на гонения служителей церкви, сыграли важную роль в жизни Турбина. 21 марта 1934 года, тайно, он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Никона Печерского.
В октябре 1941, когда фашисты оккупировали город, Владимир Иванович работал на должности заведующего инфекционным отделением. В ночь с 3 на 4, когда основные здания города были захвачены, множество раненых оказалось на улице, - их просто выбросили из помещений. Всю ночь медсёстры и фельдшеры перетаскивали бойцов в палаты и подсобные помещения больничного корпуса, а когда утром, немецкие офицеры пришли, чтобы забрать красноармейцев в пункт сбора военнопленных, то не обнаружили никого. В ту же ночь истории болезней и биографии были переписаны, и из бойцов красной армии они превратились в простых колхозников.
Инфекционное отделение размещалось в нескольких одноэтажных помещениях, окружённых забором, на котором появились надписи с названиями заразных болезней на немецком языке. Гитлеровцы очень боялись заражения подобными заболеваниями, обходили стороной. Так, в оккупированном городе, стал действовать подпольный госпиталь. За всё время, здесь было спасено порядка тысячи человек.
На следующий день после освобождения города, 6 августа 1943, Владимир Иванович и другие врачи были арестованы за то, что работали с немцами. После нескольких месяцев проведённых в тюрьме дело было закрыто, а Турбина разжаловали до рядового врача. За ним была организована слежка, как за врагом народа. Лишь в 1966 году заслуги Турбина были отмечены медалью “За отвагу”.
22 апреля 1972 года Владимир Иванович ушёл из жизни. Был похоронен на Троицком кладбище, а в гроб втайне положили монашеские одеяния.
В Орле его именем была названа одна из улиц. Также, сохранился дом, в котором после революции жила семья Турбиных (ул.Розы Люксембург 19).