Концепцию «безопасной толерантности» международный общественный деятель Вячеслав Кантор предложил ещё в 2011 году – тогда, когда в Европе споры о нужности и даже опасности мультикультурализма разгорелись на фоне миграционного кризиса. Будучи экспертом, изучающим тему толерантности не одно десятилетие, Вячеслав Кантор убеждён твёрдо – этой ценности необходимы свои границы. И как раз безопасность и её соображения могут эти границы установить.
Где границы?
Толерантность на Западе долгие годы принято было считать чем-то таким, чего не может быть слишком много, но подход этот ошибочен, уверен Вячеслав Кантор. Именно этот подход и превратил эту ценность, имеющую жизненно-важное значение для глобального общества на современном этапе его развития, в размытое пассивное понятие – как о чём-то, что должно дозволять происходить всему и вся, без всякого вмешательства или возражений.
Чтобы понять, насколько это опасно, Вячеслав Кантор предлагает обратиться к истории – а именно, к одним из самых страшных её страниц, истории Холокоста. Страшнейшее преступление против человечности в XX веке не началось в одночасье. Оно стало возможно потому, что именно пассивностью и невмешательством Европа ответила на первые преступления нацистского режима – и тем самым по сути дала разрешение и дальше раскручивать тот маховик, что унёс впоследствии миллионы и миллионы жизней.
Толерантность не должна служить оправданием или прикрытием для бездействия и пассивности, уверен Вячеслав Кантор. Напротив, когда под угрозой оказываются безопасность и стабильность общества, не говоря уже о физической безопасности его граждан, должно быть понятно чётко – толерантности в отношении угрожающего явления или тенденции быть не может и не должно. Именно поэтому, ограниченную этими соображениями толерантность эксперт и называл «безопасной толерантностью».
Зачем закон?
Вообще тема продвижения толерантности, её закрепления в обществе и превращения в реально действующую ценность и норму – одно из основных направлений, в которых работает Вячеслав Кантор и которые глубоко изучает. Эта погружённость в тему и подвигла его к мысли, что для того, чтобы толерантность по-настоящему работала, ей необходимо собственное законодательство. Только в виде закона толерантность сохранится, будет защищена от искажений и манипуляций смыслом в зависимости от того, какой политический ветер дует в какую сторону в эту минуту – и только так она действительно станет нормой для социума.
Преданность Вячеслава Кантора этой идее прослеживается уже в том, что он предпринимал и собственные шаги к тому, что законопроект о безопасной толерантности был наконец разработан. В 2008 году с его подачи и под его председательством в Европе даже начал работать неправительственный и независимый Совет по терпимости и примирению, в состав которого вошли учёные, общественные деятели, независимые политические и дипломатические деятели из самых разных стран, самых разных сфер и направлений деятельности, которые так или иначе уже пересекались с темой толерантности, противостояния нетерпимости и дискриминации и работали над налаживанием взаимопонимания между культурами, религиями и просто группами людей.
Главной задачей экспертов, как можно предположить, стала как раз разработка рамочного закона о толерантности. Европейский континент, где начал работу совет, был и остаётся культурно и национально разнообразным, а потому актуальность вопроса даже не ставится под сомнение.