Выставка, в музее изобразительных искусств включала в себя свыше полусотни произведений, созданных японскими мастерами в период с XVIII до середины XX веков. А так же национальные костюмы и некоторые предметы быта, но обо всём по порядку...
В том числе, разновидностью традиционной японской ксилографии стали популярные «Суримоно» (дословно «то, что отпечатано»), – гравюры на приближенных к квадратному формату листах малого размера, предназначенные в качестве подарка на праздник или какое-либо значимое событие. Их издавали небольшими тиражами, по особым частным заказам. Так же в то время они не поступали в широкую продажу и не контролировались цензурой.
Неоспоримо большую роль в популяризации этой культуры сыграла японская артистка Сада-Якко, чьи гастроли в 1900 году в Париже оказали большое влияние на интеллигенцию.
Тогда Николай Гумилёв посвятил ей строки:
Вы бросали в нас цветами незнакомого искусства,
Непонятными словами опьяняя наши чувства,
И мы верили, что солнце — только вымысел японца.
На территории нашей страны феномен японизма возник на рубеже XIX–ХХ веков. Распространенным явлением тогда стало коллекционирование вееров, керамики и парфюмерии, но особый интерес ценителей привлекали японские гравюры в стиле укиё-э, оказавшие влияние на русскую живопись. Один из примеров - Иван Билибин, который при создании иллюстрации к пушкинской «Сказке о царе Салтане» обратился к одной из самых известных гравюр Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве».
Выставка продолжит свою работу до 26 января включительно, кроме понедельников.