Период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых,— был эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. На него пришлась и Русско - Польская война 1609—1618 годов. Это крайне интересный исторический период, который мы настоятельно рекомендуем изучить каждому, но если коротко - произошел коллапс Русской государственности и у власти оказалась так называемая Семибоярщина, и в то же время - поляки осадили Смоленск.
В результате было решено с поляками договориться и пригласить на престол польского королевича Владислава на условиях его перехода в православие. В августе 1610 г. был подписан соответствующий договор между боярами и гетманом Жолкевским, и Москва целовала крест Владиславу, а к польскому королю под Смоленск было направлено посольство во главе с князем Голицыным для выработки условий воцарения Владислава и мирного договора с Польшей. Однако, опасаясь Самозванца, бояре пошли далее и в ночь на 21 сентября впустили поляков в Кремль.
В результате Смоленск был взят поляками вследствие измены перебежчика, посольство, не сумевшее ни о чём договориться, было арестовано королём. И поляки, фактически, стали править Россией по праву завоевателей.
Разумеется, в такой ситуации началось движение за изгнание поляков, объединившее силы, ранее противостоявшие друг другу, и уже в 1611 было сформировано первое ополчение. Оно двинулось к Москве, где в свою очередь вспыхнуло восстание, важную роль в котором играл князь Дмитрий Пожарский. Ополченцы взяли Китай-город, но внутренняя рознь между казаками и дворянами, завершившаяся убийством Ляпунова, привела к распаду ополчения.
В этой ситуации в Нижнем Новгороде формируется Второе ополчение во главе с Пожарским. В августе оно появилось у стен Москвы, где по-прежнему стояли казаки. 22 и 24 августа 1612 были разбиты польские подкрепления, шедшие к Москве, а последствием этой победы была сдача в плен поляков, находившихся в Кремле.
Чуть позже, на царство будет избран Михаил Романов, и именно он и является создателем праздника, который в последствии станет нашим "Днем народного единства". В 1613 году в память об освобождении Москвы от поляков, он установил 22 октября (по старому стилю) церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно с этим образом ополчение сражалось под стенами Новодевичьего монастыря, а затем освобождало Кремль.
В 1649 году, его сын, царь Алексей Михайлович постановил «празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы», а уже в 19 веке, в 1818-м по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса.
Дату освобождения Москвы от интервентов официально отмечали до прихода к власти большевиков в 1917 году. А далее, вплоть до 2005 года, день Казанской иконы Божией Матери был исключительно православным церковным праздником.
Мы решили выйти на улицы нашего города и спросить у орловчан, знают ли они историю этого праздника.