06:31
24.04.2017
Сюжеты "Новости 24" ОЭ

Весёлое время - зимние святки!

06.01.2017 Автор: Наталья Попова 0 1079
Весёлое время - зимние святки!
Источник: ТРК-Истоки
Помимо церковных традиций празднования Рождества, есть и народные. Начинаются святки 6 января. Точных данных о периоде возникновения Святок у историков нет, однако, известно, что корнями праздник уходит в глубокую древность. Крестьянами-язычниками праздник почитался, как подготовка к весне и весенним работам. Они изо всех сил старались в это время задобрить богов, чтобы те даровали хороший урожай.
На руси святки старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение.
Обычно в святки гадают девушки. Кладут под подушку расчёски, кидают валенки, растапливают воск, всматриваются в кофейную гущу. Каждый выбирает для себя сам - верить, или нет. Для многих это просто невинное развлечение, для других мистический ритуал. Священники против гаданий, т. к. они связанны с языческими обрядами и не приводят ни к чему хорошему.
Каждый выбирает для себя сам - верить, или не верить в предсказания, или вообще отказаться от святочных гаданий. Но так или иначе 12 дней после Рождества - святки остаются святыми днями и отмечаются православными как праздник.

  • "Святки — святые вечера — в православной традиции и в русском народнопоэтическом сознании знаменуют торжество Солнца правды — Христа — над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни священный смысл Святок большинству либо неведом, либо многими намеренно попирается. Не секрет, что череда святых зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окружающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; покаянно жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. На эту тему Николай Семёнович Лесков (1831—1895) создал святочный рассказ «Чертогон» (1879). Лесков нисколько не сгустил краски, описывая бесовской шабаш этой «вальпургиевой ночи» с участием пожилых купцов-миллионеров. Их прототипы — известные московские миллионеры: владелец хлопчатобумажных торговых фирм и собиратель древнерусских рукописей А.И. Хлудов (1818—1882) и откупщик В.А. Кокорев (1817—1889). «Главное: картина хлудовского кутежа, который был в прошлом году и на нём Кокорев играл. Это живо прочтётся», — замечал Лесков в письме к Суворину. Современные прототипы персонажей «Чертогона» без труда могут отыскаться сегодня повсеместно: и в нынешней Москве, и в провинции, в том числе родной Лескову многострадальной Орловской губернии. В рассказе «Чертогон» грешная душа истинного — «внутреннего человека» — в надежде спасения от растления и распада требует молитвенного омовения покаянными слезами. Это происходит на второй день Рождества Христова, когда празднуется Собор Пресвятой Богородицы, потому так закономерно духовное тяготение к святому образу Пречистой Девы — Царицы Небесной: «пасть перед Всепетой и о грехах поплакать» . «Восстановление» даётся нелегко. Грешник раздираем между небом и адом. Монахини, наблюдая за коленопреклонённой молитвой распластавшегося пред иконой Богородицы купца, замечают физические проявления терзающих его бесовских искушений: «видите, он духом к небу горит, а ножками-то ещё к аду перебирает. Вижу, что и действительно это дядя ножками вчерашнего трепака доплясывает, но точно ли он и духом теперь к небу горит? А он, словно в ответ на это, вдруг как вздохнет да как крикнет: — Не поднимусь, пока не простишь меня! Ты бо один свят, а мы все черти окаянные! — и зарыдал. Да ведь-таки так зарыдал, что все мы трое с ним навзрыд плакать начали: Господи, сотвори ему по его молению». И случилось святочное чудо. При поддержке свыше именитому богачу — старому греховоднику, как нашкодившему школяру, даётся вразумление: «Прямо с самого сверху, из-под кумпола, разверстой десницей сжало мне все власы вкупе и прямо на ноги поставило...» (VI, 314). Во время покаяния перед иконой Владычицы какая-то невидимая сила оттрепала московского «туза» за волосы, приподняв его, «как поднимают за вихор мальчишек». Ироничность лесковской художественной манеры не отменяет, а только усиливает авторскую мысль о глубинах человеческой натуры и о возможности восстановления осквернённого образа и подобия Божия: «Это вот и называется чертогон, „иже беса чужеумия испраздняет“»... «Чертогон». Святочный рассказ Н.С. Лескова Алла Новикова-Строганова
  • "Святки — святые вечера — в православной традиции и в русском народнопоэтическом сознании знаменуют торжество Солнца правды — Христа — над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни священный смысл Святок большинству либо неведом, либо многими намеренно попирается. Не секрет, что череда святых зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окружающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; покаянно жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. На эту тему Николай Семёнович Лесков (1831—1895) создал святочный рассказ «Чертогон» (1879). Лесков нисколько не сгустил краски, описывая бесовской шабаш этой «вальпургиевой ночи» с участием пожилых купцов-миллионеров. Их прототипы — известные московские миллионеры: владелец хлопчатобумажных торговых фирм и собиратель древнерусских рукописей А.И. Хлудов (1818—1882) и откупщик В.А. Кокорев (1817—1889). «Главное: картина хлудовского кутежа, который был в прошлом году и на нём Кокорев играл. Это живо прочтётся», — замечал Лесков в письме к Суворину. Современные прототипы персонажей «Чертогона» без труда могут отыскаться сегодня повсеместно: и в нынешней Москве, и в провинции, в том числе родной Лескову многострадальной Орловской губернии. В рассказе «Чертогон» грешная душа истинного — «внутреннего человека» — в надежде спасения от растления и распада требует молитвенного омовения покаянными слезами. Это происходит на второй день Рождества Христова, когда празднуется Собор Пресвятой Богородицы, потому так закономерно духовное тяготение к святому образу Пречистой Девы — Царицы Небесной: «пасть перед Всепетой и о грехах поплакать» . «Восстановление» даётся нелегко. Грешник раздираем между небом и адом. Монахини, наблюдая за коленопреклонённой молитвой распластавшегося пред иконой Богородицы купца, замечают физические проявления терзающих его бесовских искушений: «видите, он духом к небу горит, а ножками-то ещё к аду перебирает. Вижу, что и действительно это дядя ножками вчерашнего трепака доплясывает, но точно ли он и духом теперь к небу горит? А он, словно в ответ на это, вдруг как вздохнет да как крикнет: — Не поднимусь, пока не простишь меня! Ты бо один свят, а мы все черти окаянные! — и зарыдал. Да ведь-таки так зарыдал, что все мы трое с ним навзрыд плакать начали: Господи, сотвори ему по его молению». И случилось святочное чудо. При поддержке свыше именитому богачу — старому греховоднику, как нашкодившему школяру, даётся вразумление: «Прямо с самого сверху, из-под кумпола, разверстой десницей сжало мне все власы вкупе и прямо на ноги поставило...» (VI, 314). Во время покаяния перед иконой Владычицы какая-то невидимая сила оттрепала московского «туза» за волосы, приподняв его, «как поднимают за вихор мальчишек». Ироничность лесковской художественной манеры не отменяет, а только усиливает авторскую мысль о глубинах человеческой натуры и о возможности восстановления осквернённого образа и подобия Божия: «Это вот и называется чертогон, „иже беса чужеумия испраздняет“»... «Чертогон». Святочный рассказ Н.С. Лескова Алла Новикова-Строганова
Не пропусти
Опрос
Пришла весна и на дорогах города появились мотоциклисты. Как вы к ним относитесь?





Кафе Искра, г. Орел, ул. Посадская, 14
«Про Заборы» - продажа и установка заборов в Орле под ключ, телефон (4862) 599-600
ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС БИЗНЕС-КЛАССА «ПАНОРАМА» Флагманский объект компании «Зенит» г. Орел, ул. Михалицына, 1

Реклама партнеров